вторник, 13 сентября 2016 г.

Автомобильные системы охлаждения, история и опыт решения проблем

Эта история в основном будет про старые российские автомобили, но некоторые советы также подойдут и владельцам более современных авто, ибо схема работы СВО везде примерно одинаковая.

Предисловие или экскурс в историю

Производился как-то на территории бывшего СССР вот такой автомобиль


И он никак не связан с текущей темой, потому, что это был, наверное единственный советский легковой авто(из тех, что вы могли видеть за свою жизнь) НЕ снабжённый системой водяного охлаждения.(применимо к ЗАЗ-965 и ЗАЗ-968)

Мотор в этих автомобилях охлаждался просто – потоком воздуха от воздухозаборника и вентилятором. Возможно, этот автомобиль и соответствовал требованиям времени, но тут нужно сделать ремарку, время тогда было несколько другое. А именно, – автомобиль тогда был большой диковинкой и роскошью, пробок на дорогах не было даже в центре столицы! Соответственно, потоку воздуха, обдувающему мотор и агрегаты могла помешать только дурость шофёра, эксплуатирующего мотор на необоснованно высоких оборотах и малой скорости, либо выполнение прочих нерекомендуемых для таких типов двигателей режимов эксплуатации, вроде длительной буксировки другого автомобиля или перевозки крупногабаритных грузов на кузове. Сейчас же, во времена, когда в любом Мухосранске есть хорошие шансы попасть в пробку по дороге с/на работу – воздушное охлаждение не особо-то помогает. Поэтому в те годы, когда запорожцы ещё можно было увидеть на просторах нашей родины, владельцы не ленились снабжать их вот такими аксессуарами, кое как помогающими справляться с перегревом.

Зачем вообще нужно охлаждать мотор?

Для некоторых ответ на этот вопрос не является очевидным. Действительно, зачем необходимо охлаждать мотор? Он выглядит достаточно прочным, почему нельзя просто калить его докрасна? 
Отвечаем: Современные двигатели выполнены из различных материалов, включая алюминиевые сплавы, сталь и чугун. Как правило блок, для уменьшения веса, отливают из алюминия, поршни и цилиндры делают из стали, чугун наносится в форме напыления на цилиндры плюс из него делают отдельные мелкие детали. 
Из школьного курса физики мы знаем, что под воздействием высоких температур металлам свойственно расширяться и наоборот – металлы сжимаются под воздействием низких температур.
Из чего можно сделать несложный вывод – при излишнем нагревании или охлаждении, в двигателе будут образовываться как зазоры, так и области повышенного сопротивления. Делаем несложный вывод – длительная эксплуатация мотора при повышенных или пониженных температурах приведет к его ускоренному износу, или даже выходу из строя.


Я не хочу чтобы мой мотор вышел из строя! Что делать?

На панели комбинации приборов, температура двигателя связывается с пиктограммой, на который изображен термометр, опущенный в жидкость.

Может быть выполнен как в виде полноценного прибора со стрелкой и размеченной областью(на картинке снизу под номером 1)

Так и в виде не столь информативного индикатора(на картинке снизу под номером 7)


С индикатором всё просто – если тот загорелся красным, то необходимо прекратить движение, заглушить двигатель и ожидать приезда эвакуатора.
В случае с прибором со стрелкой, тоже всё понятно. Если температура достигает 130-и – пора глушить мотор.

Также если вы видите, что ваш мотор "закипел", а именно – из под капота валит пар, а салоне ощущается неприятный химический запах, значит необходимо остановиться и дать остыть мотору и остаткам охлаждающей жидкости.


Перед тем, как охлаждающая жидкость начнет "выкипать" – как правило за автомобилем можно наблюдать мокрый след и обильные подтёки из под моторного отсека. Если другие участники дорожного движения пытаются подать вам знаки, в форме жестов или подсказок, информируя о подтёках – не стоит их игнорировать. Следующим шагом будет выкипание остатков ОЖ.


Как уже замечалось выше, продолжение движения при указанных симптомах приведет к катастрофическому износу двигателя, скорее всего станет причиной потери компрессии и преждевременному износу узлов, агрегатов с возможным выходом из строя силового агрегата. Другими словами, – если вам дорог ваш мотор – лучше остановиться.

Ваши действия

Если вы заметили, что температура тосола превышает допустимую, необходимо НЕМЕДЛЕННО ОСТАНОВИТЬСЯ открыть капот и включить печку отопителя на полную мощность. Если мера не помогает, и температура не падает, заглушите двигатель и вызывайте эвакуатор. 
Продолжать движение на автомобиле с перегревшимся двигателем - НЕЛЬЗЯ.

Почему так происходит?

Причины выхода из строя мотора

Как уже было указано выше, узлы мотора рассчитаны на работу при рабочей температуре, которая составляет порядка ста градусов по Цельсию. Если мотор эксплуатируется при температурах ниже/выше указанной, то происходит быстрый износ узлов – поршней, цилиндров, колец итд из-за разницы расширения металлов.

Причины выкипания охлаждающей жидкости

Охлаждающая жидкость тоже имеет свою рабочую температуру. В зависимости от типа ОЖ, это может быть от 105-110 градусов(в случае тосола) и до 120 градусов.(для антифриза)
  • Стоит заметить, что температура кипения ОЖ поднимается вместе с давлением в системе. То есть, при давлении в 1 атм, температура кипения будет одна, при давлении в 2 атм, - другая.(большая) Соответственно, система охлаждения вашего автомобиля должна быть исправна, чтобы успешно выдерживать давление, указанное в ТТХ, если же должное давление не удерживается, то вы будете иметь проблему в виде выкипающей ОЖ.
  • В процессе работы, ОЖ может наполняться разнообразными примесями. Примеси могут отрицательно влиять на теплопроводные свойства ОЖ, поэтому периодически рекомендуется производить замену тосола или антифриза, в зависимости от типа ОЖ, используемого в вашем моторе.
  • Жидкости в расширительном баке должно быть столько, сколько нужно. Ни больше, ни меньше. 
  • Система охлаждения должна успешно справляться с излишками давления. Более конкретно – крышки на радиаторе и расширительном бачке должны быть снабжены рабочим протестированным клапаном, способным стравливать воздух, сбивая давление в системе до рабочего порога. Неисправность этих клапанов не сулит ничего хорошего – избыток давления при всегда закрытом клапане может разорвать патрубки вашей системы охлаждения. Наоборот же – клапан, который начинает стравливать давление слишком рано – не позволит системе охлаждения выстроить необходимое давление для успешной работы охлаждающей жидкости, что приведет к её выкипанию.
  • Двигатель должен быть исправен, а именно – охлаждающая жидкость не должна просачиваться в рабочую область цилиндров через прокладку, и наоборот – выхлопные газы не должны просачиваться через прокладку к охлаждающей жидкости. Неисправность прокладки, трещины и прочие неисправности - могут привести к образованию газового пузыря, который тоже станет причиной выкипания вашей ОЖ.

Решение возможных проблем

Для решения проблемы – следует пройтись по списку возможных неисправностей, исключить неактуальные конкретно для вас и решить оставшиеся проблемы.
К примеру, если в процессе диагностики вы поняли, что ваша проблема кроется в том, что система не держит необходимого давления, нужно провести осмотр системы на наличие пробоин, трещин и заменить износившиеся узлы. Те же самые крышки для расширительного бачка для российских автомобилей считаются расходным материалом, и подлежат замене раз в полгода-год.(стоит также заметить, что некоторые бренды, производящие крышки - продают изначально неисправный продукт, поэтому сразу после покупки имеет смысл протестировать крышку, нагнав давление компрессором)
Следите за своей системой охлаждения и охлаждающей жидкостью, чтобы не оказаться посредине дороги неизвестно где с закипевшим двигателем!

Комментариев нет:

Отправить комментарий